5. забота о родителях

Еще немножко поцитирую Бузормени-Нади, как главного специалиста по парентификации (или это мне так кажется потому что я не очень хорошо знаю литературу по системной семейной терапии?) Парентификация - это переворачивание ролей в паре родитель-ребенок, такая ситуация, когда ребенок проявляет заботу о родителе, дает ему поддержку в бытовом, эмоциональном и прочем всяком смысле.
В первую голову что хочу сказать в связи с большой модой на это красивое слово. Парентификация, как подчеркивает Б.-Н. - не вся патологическая. "Мама спит, она устала" - это, в общем-то, парентификация, но никакой патологии и чайльд-абьюза тут нет. Нормально для ребенка брать на себя какие-то обязанности, помогать, испытывать эмпатию к родителям - в посильных, соответствующих возрасту, не мешающих собственному развитию объемах. При патологической парентификации ребенок осваивает на профессиональном уровне навыки предсказания и контейнирования чужих эмоций, при этом очень плохо разбирается в своих, и в общем так или иначе жертвует собственным развитием приспосабливаясь к нуждам несамодостаточного взрослого. (Есть и другой вариант такого приспособления, английский термин spousification, это когда ребенок замещает позицию супруга. про это реже говорят - оно кажется и встречается пореже, и уж больно неаппетитная тема. обычно это бывает в разнополой паре родитель-ребенок, но бывает и в однополой. сексуальный компонент может включать, а может и не включать. пример однополой spousification с сильным эротическим компонентом, для крепких желудком - это отношения Цветаевой со старшей дочерью, хорошо задокументированные)
Что происходит с парентифицированными детьми, когда они вырастут? Ну кроме того, что многие из них идут в психологи и соцработники. В случае более-менее здоровых отношений взрослеющий ребенок все больше отделяется от родителей, отношения могут быть теплыми, но при этом не очень интенсивными. А потом начинается новое сближение - уже в силу того, что родитель стареет, начинает нуждаться в заботе, и тут уже переворачивание ролей легитимно и естественно. Так вот для парентифицированных в детстве взрослых это новое сближение - ужасная и мучительная перспектива. Хотя вроде бы привычная роль, а приспособиться к ней никак не удается, и взрослый уже человек по отношению к своим стареющим, зависимым от него родителям продолжает чувствовать себя беспомощным, обиженным ребенком. Почему так?
Мне кажется, нормальная, здоровая парентификация, то есть принятие на себя родительских функций, происходит от достатка и избытка. А патологическая - наоборот, рождается из дефицита, из голода. Патологически парентифицированный ребенок удочеряет маму потому что надеется таким образом добыть из нее себе, наконец-то, достаточно хорошего родителя - то ли заслужить, то ли вырастить. Это не бескорыстные вложения, это все делается с ожиданием отдачи. Но получить такую отдачу невозможно. Ребенок может позаботиться о своей маме, но не может возместить ей ту  нехватку, которая не дала ей самой повзрослеть. А при этом взрослый человек может все так же продолжать пытаться добиться недополученного в детстве все теми же способами. Поэтому выходит из этого труда только усталость и обида - причем обида там взаимная.  Эту же динамику, кстати, можно переносить и на другие отношения, путем заботы пытаясь вытащить из разных людей себе маму, и так мы получаем выгоревших специалистов помогающих профессий на работе и созависимых в личной жизни. А все от неумения надеть сначала кислородную маску на себя, а потом уж на всех остальных в порядке очереди.

Komentáře