20. теперь я этим горжусь

Среди разных тревог по поводу терапии есть одна, довольно распространенная, которую можно примерно описать как страх утратить направление. Иногда речь об утрате амбиций: тут представляется, что человек прошедший терапию - это такое бессмысленное, чуть ли не пузыри пускающее существо, но при этом чрезвычайно собой довольное. Иногда людей скорее пугает утрата морального компаса: представляется такой человек, полностью лишенный совести, поступающий исключительно в своих интересах, и считающий что никому ничего не должен даже если занимал.
Отчасти эти опасения  возникают в связи с идеей прекратить насилие над собой, и это такая штука, которая при насилии существует всегда. "с ним/с ней/со мной иначе нельзя". если не понукать меня, толку не будет. если не наказывать меня, я буду плохим. Тут ответ один и для ситуации насилия над другим, и для ситуации самонасилия. Не знаю, что будет если перестать, но то что вы делаете - точно не работает, и работать не будет. Насилие неэффективно, и чем дальше - тем хуже оно работает.
Но есть, мне кажется, и другая сторона этих опасений, гораздо более сложная, требующая серьезного разговора - это вопрос о ценностях. И мне кажется разговор об этом вполне может иметь смысл, и бывают такие ситуации, когда ценности и цели клиента действительно несовместимы с ценностями и подходом терапевта, ну вот никак. И это очень важно, чтобы терапевт в том числе честно сказал: я вот так и вот в этом готов/а тебе помогать, а вот в этом я тебе помогать не стану, потому что считаю это неправильным. И этот разговор может оказаться финальным, а может стать началом нового этапа терапевтических отношений, но так или иначе его смысл - способствовать ясности (а это для меня - из набора основных ценностей, я верю что прояснение - это хорошо само по себе. тоже, кстати, не всем подходит, и я стараюсь уважать выбор в пользу другого)

Komentáře