24. преодоление героизма

Когда я только начинала учиться и пробовать всякие психологические методы на себе, в большой моде были "жесткие" подходы, основная идея которых сводилась к "психологические защиты, бей-круши-ломай их, а там видно будет". Еще было модно считать что все болезни на самом деле психосоматические и во всех страданиях видеть "вторичную выгоду".  Такое впечатление, что к каждому методу, который кто-нибудь из заграничных мэтров привозил и показывал, тут на месте как-то сама собой добавлялась эта самая жесткость, был на нее спрос. От социологов я слышала интерпретацию этой жесткости как "неолиберальной" - потому что там есть абсолютизация ответственности человека за все что с ним происходит. Может и неолиберальная конечно, но было там еще и что-то очень советское, со школы еще знакомое. "кто хочет ищет возможности, кто не хочет ищет причины", вот это все. любимый троп советской культуры про парализованного, который встал и пошел когда стало по-настоящему надо. Идея про трудности и лишения, которые делают человека стойким.
Честно сказать, на меня это все одно время действовало, и довольно много лет прошло прежде чем я смогла себе признаться, что кое-что из этих учебно-терапевтических мероприятий не было "трудным но полезным опытом", а причинило мне вред. И не знаю, насколько мне вообще удалось бы от этого всего уйти, если бы не повезло познакомиться с совсем другими практикующими людьми - с такими, которые знали слова "бережный" и даже "ответственность терапевта". Теперь-то вся эта жесткость уже не такой мейнстрим в терапии, и даже, мне кажется, чаще встречается другая крайность - "с тобой все в порядке, это все окружающие токсичные нарциссы". А вот в практиках связанных с телом (диеты, спорт, вот это все) довольно трудно найти что-то кроме "давай-давай, себя преодолевай", даже среди инструкторов по йоге это на удивление часто встречается, хотя казалось бы им не пристало. 

Komentáře