27. освоение нового

в процессе обучения есть такая штука, мне кажется если лучше понимать как она работает - это может помогать эффективнее обучаться. Это заметнее всего, например, когда слушаешь речь на малознакомом языке. Говорят, у начинающих водителей происходит что-то подобное. Бывает такое с новой работой - когда на тебя наваливаются обязанности, в которых мало что пока понимаешь, а делать надо быстро. Как мне кажется, перегруз который мы в это время ощущаем, относится прежде всего к функции внимания. А связан он с тем, что среди большого количества разных поступающих данных мы не можем ничего сразу отбросить. Нам непонятно, что тут важно, а что можно игнорировать, и приходится относиться внимательно ко всему подряд. С наработкой автоматизмов и стереотипов "слоты" внимания освобождаются, становится легче. Плюс накопленный опыт позволяет многое достраивать по небольшому куску, и это тоже значит что до конца можно уже так внимательно не дослушивать. Именно поэтому если качество звука плохое - хорошо знающий язык человек все расслышит, а изучающий ничего не сможет понять, как раз из-за разницы в способности достраивать. Именно поэтому, например, новички могут обнаружить что-то такое, что профессионалы годами не замечали - потому что взгляд профессионала скользит, ему "там дальше понятно..." 
Но что мне тут интересно - это как по-разному может выглядеть стратегия распределения внимания у разных людей (объем-то не так уж сильно у всех нас отличается, а вот распоряжаться им можно по-разному). И как от этого зависит обучаемость в целом и в частности - применимость разных методов обучения для разных людей. И насколько это дело можно регулировать сознательно.

Komentáře