25. еще про героическое

Я не разделяю идеи, что самопожертвование, аскетизм - это всегда какая-то нездоровая фигня (многие мои коллеги так считают, некоторые вообще склонны записывать в симптомы любые альтруистические поступки), поэтому довольно долго думала, где проходит для меня грань между вызывающим уважение этичным поведением и пугающим фанатизмом. Для себя решила вопрос так.
Нет никакого однозначного нездоровья или самообмана в том, чтобы отказываться от чего-то ради чего-то другого. Всю жизнь человек этим занят - выбирает и отказывается. Путь к фанатизму начинается не с ограничений, а с обесценивания тех вещей, от которых отказываешься (это например когда то, от чего отказываешься, начинаешь называть пошлым, мещанским, гадким - или наоборот выпендрежем, чистоплюйством, ну там разные могут быть слова). Во-первых, потому что именно здесь начинается самообман, от которого этика не может не перекоситься. Во-вторых, здесь заканчивается уважение к другим людям, которые по-другому могут расставлять приоритеты. Я сплю на гвоздях, говорит в этом случае Рахметов - и Вера Павловна должна прекратить немедленно все эти оскорбительные чаи со сливками. Потому что нефиг.

Иногда правда легкость, с которой обесценивают свою жизнь, связана еще с другим. Лучше всего это описано в одном рассказе у Акунина, как ни странно - там где Фандорин отговаривает детей из апокалиптической секты от самоубийства, рассказывая им что в Африке есть жираф. Вот это я видела тоже - молодых людей, интересных, умных, сильных, но выросших в довольно печальных обстоятельствах. Готовых рисковать жизнью и свободой, готовых превратить себя в горящую спичку - просто потому, что ничего особо привлекательного и ценного в своей этой жизни они и правда не видели, а что на свете еще много всего есть - не знают и не верят. Я даже как-то пыталась рассказывать "про жирафа", но так убедительно как у Фандоринского супермена у меня, видимо, не получилось. 

Komentáře