28. обесценивание

С обесценивающим клиентом работать тяжело, и чтобы поддержать себя я научилась восхищаться тем, как классно люди умеют обесценивать. Ставлю оценки за фигурное обесценивание -  артистизм, лаконичность, сила удара. Тот чувак из анекдота, который "может хоть ты мне поможешь, лысый старикашка" - это дворовая лига, на самом-то деле.
Обязательная программа - это обесценивать свои собственные достижения. Тройной тулуп: все сделанное сделано а)слишком медленно, б)недостаточно хорошо, в)вместо того, чтобы. Аксель надо наблюдать в процессе: "я не смогу... я не смогу... я не смогу... я смог... да в этой вшивой Сорбонне любой идиот докторскую защитит". И не забыть про пируэт "не как нормальные люди", например: пришлось выходить замуж за английского лорда, потому что не смогла себе как нормальная женщина в России мужа найти.
Произвольная часть гораздо больше впечатляет консультанта, потому что здесь мы переходим к обесцениванию процесса терапии и самого терапевта. Тут можно начинать запрос со слов "ну хотя бы...", рассказывать что терапия тебе очень нужна потому что "ну надо же хоть с кем-то разговаривать", а на любой прогресс реагировать словами "ну и дальше что?" Улучшения в своем состоянии следует приписывать исключительно внешним факторам и влиянию третьих лиц. Услышав от терапевта особенно удачную интерпретацию, надо посмотреть на него разочарованным взглядом, ничего не сказать, можно даже закатить глаза немного - и через несколько сессий дословно ее повторить, объяснив что вам это, например, объяснил раввин. Или вы это прочли в журнале "гламурная фифа", в рубрике "советы бабы Насти".
Есть, конечно, и пожестче методы - с опозданиями, пропусками и манипуляциями оплатой, но это уже на грани фола и может привести к дисквалификации.

Komentáře