61. катастрофы и смыслы

Когда обращаешься дореволюционной русской культуре, общественной жизни, публицистике - есть такое двойственное чувство. Интересное все такое, классное, много там есть такого что перекликается с нынешними нашими спорами. И при этом - мы-то отсюда знаем, чем все это закончится. И эта тень над всем висит, как бы говоря "ну и какой во всем этом смысл" или даже "ну вот и допрыгались". А поскольку в них видишь себя - то вроде как и на наши споры и занятия эта же тень падает. Тем более кругом такая апокака, что несложно себе дорисовать похожий финал.
Помогло мне с этим, как ни странно, Тенишевское училище. Вот уж трудно представить более удачный пример тщетных надежд, чем прогрессивное учебное заведение в России 1910-х годов. Но когда я в очередной раз наткнулась на упоминание этой школы в мемуарах - это былилагерные воспоминания Олега Волкова - что-то повернулось у меня в голове. Да, все тенишевцы прожили совсем не те жизни, к которым их собирались приготовить их учителя. Но если посмотреть на жизнь Волкова - к той, которая ему досталась, он оказался подготовлен. Он выжил, сохранил себя как личность, пережил советскую власть, оставил свидетельство. Если посмотреть на жизнь Набокова - он бы конечно сказал что Тенишевское тут ни при чем и спасибо за все дорогой мамочке. и бог с ним с психоанализом, но так или иначе - потрясающий пример адаптивности и жизненного успеха. много ли еще таких в русской эмиграции?
И вот тут у меня прояснилось. Деятельность всех этих людей не помогла предотвратить катастрофу, но мы - люди посткатастрофической культуры - получили от них наследство. Они воспитали людей, которые смогли пережить и рассказать - и так протянули к нам ниточки света через десятилетия темноты. Они отправили нам посылки в виде литературных произведений, которые своей красотой и остроумием заставляли людей запоминать, переписывать, хранить - и так сохранили для нас хоть часть богатств того русского языка, которым многие годы никто не разговаривал. Их полемические статьи мы сейчас читаем, проникаемся эмоциями - и так восстанавливается связь, которая на уровне прямой передачи от старших к младшим была прервана. И все это есть у нас сейчас, потому что они тогда занимались всей этой, вроде бы, бессмысленной перед лицом грядущих событий ерундой. 

Komentáře