51. позиция психолога

Насчет того, как должны выстраиваться отношения психолога с клиентом, мы все с самого начала много читаем и слышим. Есть разной степени строгости правила - от классических психоаналитических (увидел на улице клиента - перейди на другую сторону улицы, сядь на трамвай и езжай на вокзал, знакомого сестры подружки своего парикмахера в работу не бери, а направь к коллеге, и так далее) до более расслабленных. Проблема в том, что все эти правила исходят из чистого случая "психолог и клиент в частной практике". А так мало того что не все работают, так вообще никто не работает сразу после выпуска. Начинают все с работы внутри какой-то системы. И то, какое место предлагает тебе система, как твои возможности обусловлены существующими структурами, чего от тебя хочет начальство - это все оказывается совсем непохоже на то, к чему готовили в ВУЗе. В школе проблемы одни, в медицине другие, если перейти на сторону зла ой то есть в управлении человеческими ресурсами - третьи. А кто-то вообще во ФСИН идет работать. И с одной стороны структурные ограничения делают всю ситуацию бесконечно далекой от "правильного сеттинга" (тупой пример: хочешь ты провести в классе тренинг, но поставить стулья в круг нельзя, потому что в том кабинете который тебе выделили, парты к полу привинчены. это не говоря о том, что твой принцип добровольного участия школа тоже вертела на шампуре, и отпустить тех кто не хочет участвовать домой тебе никто не разрешит. Это же урок! Пусть сидят на задней парте и делают домашку по алгебре. А так же в класс посадят классного руководителя, для пущей конфиденциальности. А теперь работай, тыжпсихолог. Только смотри чтобы они у тебя не кричали и не ржали слишком громко, а то придет ругаться биолог из соседнего кабинета).  А с другой стороны - те, от кого зависит твоя зарплата, могут довольно прямо давить на тебя насчет нарушений этики. Выдать конфиденциальную информацию, замять случай насилия, поучаствовать в манипуляции.
И вот к этому мне кажется мало кто готов после учебы - к тому, что придется с одной стороны сопротивляться давлению, а с другой - проявлять много изобретательности, чтобы в неприспособленных условиях что-то сделать.  И очень часто все эти профессиональные нормы и ценности довольно быстро отправляются на полку с научной фантастикой. Может быть если бы студентам рассказывали, с какими трудностями реально они на работе в этом смысле столкнутся, было бы по-другому? Или прямо даже ролевые игры. например, не смогу сейчас найти, вроде бы у Виктории Шмидт был описан подобный кейс для ролевой игры: вы -команда психологов из НКО,договорились в детском доме провести занятия с детьми. Там вы видите, что воспитатель угрожает непослушного ребенка "отправить в психушку, там из тебя совсем дурачка сделают". Через некоторое время вы понимаете, что такие угрозы со стороны воспитателей- обычное дело. Если поссоритесь с администрацией ДД - вас отсюда выгонят, и больше ни вас, никаких других волонтеров пускать скорей всего не станут. Ваши действия?

Komentáře