44. тень

Чем сильнее мы в себе что-то подавляем и отрицаем, тем более эта потребность или функция становится неуправляемой и разрушительной - про это Юнг еще писал. В самом общем виде это уже практически банальность. Но по-настоящему ярко для меня механизмы этой деструктивности проявились, когда я работала с наркопотребителями, в области снижения вреда. Мне ужасно повезло, что среди тех кто приходил за помощью и тех, кто выступал как информант в нашем исследовании, были люди из разных культур, с очень разным отношением к вопросу употребления. Были те, для кого опиатная зависимость была этакой простительной мужской слабостью. А были - наоборот - те, для кого употребление наркотиков было абсолютно несовместимо ни с религиозными нормами, ни с представлением о том, каким должен быть мужчина, чтобы не опозорить свой клан и свой народ. И вот эта последняя группа, по моим впечатлениям, была самой проблемной. Стыд не очень-то мешал им употреблять, но зато сильно мешал позаботиться о собственной безопасности - обратиться за чистыми шприцами и прочими расходниками к соцработникам стыдно, поэтому большой риск повторного использования одноразовых предметов. Уделить внимание и время гигиене процесса тоже сложно - легче быстренько где попало как попало не приходя в сознание двинуться и тут же "выпасть" из неуютной идентичности, забыть, что ты только что делал. Про планирование уж не говорю - как можно заранее подготовиться к чему-то, про что ты каждый раз твердо решаешь что этого больше никогда не будет.
Это я все к чему. Мне кажется, идеология ненасильственного общения тоже может приводить не столько к искоренению агрессии и объективации, сколько к появлению их особо изощренных, сумеречных и совершенно неуправляемых форм. И может быть, поэтому именно в школах, где декларируют равенство и ненасилие в отношениях учителей с учениками, встречаются такие дикие случаи злоупотреблений. (вряд ли это главная причина, но может быть одна из)

Komentáře