49. субличности

Эта конструкция про внутренего ребенка и родителя такая банальная, но при этом очень хорошо описывает довольно распространенную штуку. Поэтому опишу, как я это вижу.
Собственно, мне не кажется что имеет смысл говорить про "внутреннего ребенка", который просто постоянно где-то там внутри сидит. То есть схема ролей конечно довольно устойчива, но активизируются они только оба вместе. собственно "ребенок-родитель" это такая форма внутреннего диалога. Они возникают, когда человек как бы раздваивается. Например, всякая мучительная прокрастинация - это момент когда их хорошо видно. Есть часть, которая знает что надо садиться и писать, пытается как-то этого добиться, при этом сама писать почему-то не может. И есть та часть, которую собственно надо усадить, и которая всячески от этого отлынивает. То есть человек некую свою часть ощущает как довольно неуправляемую.
Помогает тут (по моему опыту, рабочему и личному), парадоксальным образом движение не к объединению субличностей, а наоборот, к усилению их разграничения. То есть признание того факта, что та штука во мне, которая может написать мою диссертацию, она несколько отдельна, и прямому сознательному контролю не поддается. А дальше смотрим на поведение той части, которая условно родитель, как если бы это был и правда родитель настоящего живого ребенка. Там обнаруживаем, например, нечто напоминающее песенку из Алисы:
Лупите своего сынка
За то, что он чихает.
Он дразнит вас наверняка,
Нарочно раздражает

Понимаем что так не пойдет. Обучаем внутреннего родителя быть хорошим, понимающим внутренним родителем. Обучаем добиваться результатов хорошей заботой и системой поощрений, отучаем обесценивать чувства и результаты. Это вот то самое, что кто-то из великих называл главной целью психотерапии - "стать хорошим отцом и матерью самому себе". Дальше эта субличность, которую "удочерили", начинает взрослеть и с годами может даже полностью интегрироваться. 

Komentáře