91. травма величия

Я за последнее время не от одного человека слышала выражения похожие на "ничтожная личность". Не знаю, насколько это культурно обусловлено, сравнивать не с чем, но есть предположение что это поколенчески неодинаково распределяется. У людей старше меня этот конструкт встречается чаще, у людей младше меня - реже или смягченней, по крайней мере мне так кажется. Он, конечно, вскрывается в виде послания родительского "а если ты поступаешь, думаешь, чувствуешь так-то и так-то, ты ничтожная личность". Конкретика там разная, и я тут проблему вижу не в конкретике, а в самой постановке вопроса. Сама оппозиция "ничтожество-величие" и измерение по этой оси детей и подростков  -вот что меня занимает. Этот взгляд на вещи хорошо выражен у Ильфа и Петрова, в рассуждении про большой мир и маленький, и вообще вся книга "Золотой теленок" - это конечно гимн антигуманизма, она вся сочится презрением к человеческому и восторгом великих строек. Откуда-то видимо из тех же времен ругательное слово "мещанский". И эта позиция легко переживает конкретную идеологию, сверхчеловек может быть и советский, и антисоветский, может презирать психологию или быть адептом личностного роста, может искать великой войны или великой любви, главное тут - масштаб, частное и маленькое вызывает презрение, слабость вызывает гнев. Очень живучая и очень страшная штука.

Komentáře