83. Корчак

Сегодня день рождения Януша Корчака, человека, который проповедовал радикальную идею, что дети - это тоже люди. В его дидактических текстах на мой взгляд даже немного с перехлестом, многовато раздражения в сторону родителей, особенно матерей. В наши дни  приходится с не меньшим запалом напоминать, что мамы - тоже люди, а не машины по обеспечению нужд. Но тут важно понимать - это риторика аболициониста. Он обращается к людям, которые других людей считают своей собственностью. Но и сегодня, несмотря на вал требований к родителям, корчаковская магна карта кажется черезчур радикальной:

Я взываю о Magna Charta Libertatis, о правах ребенка. Может, их больше,
но я нашел три основных.
     1. Право ребенка на смерть.
     2. Право ребенка на сегодняшний день.
     3. Право ребенка быть тем, что он есть.

В общем, хороший повод обратиться к текстам. Я, пожалуй, перечитаю "короля Матиуша" - собственно, до этой книги мне имя Корчака было незнакомо, попалась она мне лет наверное в десять. И это было так странно - вроде бы книга для детей и про детей, но больше похожа на те книги, которые были не "детские", а просто книги. Как будто ее с картинками и крупным шрифтом по ошибке и недосмотру напечатали.  

Komentáře