85. всемогущество жертвы

Вспомнила запись под номером 16, про то, как жаль людям портить отношения с насильником, и решила сама с собой поспорить. Во-первых, насчет механизма этой сверхценности отношений, кроме прочего там есть еще такая довольно простая ошибка оценки: людям свойственно мерить ценность не по нужности или приятности, а по тому, насколько дорого тебе нечто обошлось. 
А во-вторых, я пожалуй зря сказала что это самое трудное. Там есть штука и похуже. Как в ответ на физическую боль тело может вырабатывать эндорфины, так же в ситуации полной беспомощности и зависимости мозг начинает производить спасительные иллюзии величия, свободы и морального превосходства. Я не сопротивляюсь потому что я выше этого. Я соглашаюсь страдать из благородства. Я очень крутая раз могу это все выдержать. То самое унижение паче гордости, в общем. В особо мрачных случаях бывают иллюзии собственного магического контроля над происходящим. Очень трудно оттуда спуститься, поэтому картины выхода из отношений в воображении тоже получаются полны величия - красиво надо уйти, босиком по снегу с одним маленьким чемоданчиком. Желательно в ночь. Думать про деньги, про квартирный вопрос, про свою физическую безопасность даже - это все проза, это надо понять, что ты не в стратосфере с божественными существами, осознать реальный уровень своих не то что не божественных, а даже и по человеческим меркам очень скромных возможностей. Это вот все даже после физического выхода дает рецидивы - царственно отказаться от алиментов, постоянно тратить время на решение проблем бывшего мужа ради сохранения "высоких отношений" и прочие широкие жесты. До тех пор, пока не научишься спокойно говорить - да, боюсь. Нет, не могу себе позволить. Да, мне жалко. Нет, я не выше этого.

Komentáře