73. ритуалы

Традиционные формы переживания утраты часто вызывают у людей недоумение и неловкость, иногда даже протест. Кажется, ну зачем вся эта искусственная конструкция? Если у человека искреннее горе - то оно как-то естественно себя проявит, а если на самом деле нет - то к чему притворяться?
На самом деле все эти ритуалы - довольно толковая вещь. У Стругацких, кажется в "стажерах", кто-то из опытных объясняет молодому члену экипажа, что в инструкции на случай ЧП все прописано как для идиота, потому что от внезапности, страха и растерянности можно здорово поглупеть. И все эти траурные ритуалы- они как раз такая инструкция, человеку не надо принимать решений, не надо соображать, можно просто делать что положено. В тяжелом состоянии это большое облегчение. Чувствительность и такт тоже могут отказывать в этой ситуации, поэтому строгие рамки того, что стоит в это время говорить, это просто техника безопасности - люди напуганные и растроенные могут наговорить всякого, потом будут жалеть.
Что касается неловкости - она вообще переживание утраты сопровождает, если человек не совсем убит горем (в этом случае неловкость появляется позже, когда станет полегче). От ритуала тут мало что зависит - она может принимать форму "я не имею права так уж сильно горевать, ведь есть люди которых это сильней касается" или "мне должно быть хуже чем есть, я горюю недостаточно", или просто какое-то острое переживание своей неестественности, притворства, неправильности всех своих внешних проявлений. И я не очень пониманию механику, но мне кажется это скорее хорошо, когда такие переживания появляются. это знак, что человек становится снова социален, способен к самонаблюдению, в общем, возвращается к жизни.

Komentáře