78. На стороне клиента

Иногда в разговорах о профессиональной этике всплывает такая гипотетическая ситуация, которая стала уже чем-то вроде внутренней шутки. Доведенная до абсурда проблема того, до каких пределов правильно быть на стороне клиента. Звучит примерно как "а вот если к тебе на психотерапию придет Гитлер" (иногда в качестве гипотетического клиента в этих дебатах выступает кое-кто из ныне живых и действующих персонажей, что только добавляет остроты).
Мысли эти возникают по двум поводам  -когда работаешь с человеком, практикующим насилие в отношении близких, и при этом не считающим что проблема в этом. То есть вот пришел человек потому что у него "кризис среднего возраста", а то что он жену при этом бьет - становится в процессе понятно, но в общем в запросе не фигурирует.
И второй случай - это когда человек делает всякие обобщенные высказывания - про всех баб, или про "черных", или про еще каких-нибудь "этих". Причем ведь не возникают эти темы на консультации не просто так, не будет человек мне платить за то, чтобы о политике поговорить часок. Человеку реально плохо, человек выражает реальные чувства -гнев, страх, презрение, отвращение. И у меня это тоже вызывает чувства, и я не то что не могу в этот момент быть искренне "на стороне клиента", а даже перестаю понимать, где она, эта сторона. Идея "медикализировать" несимпатичные мне взгляды кажется мне соблазнительной, но неправильной в том числе этически. идея полной нейтральности в отношении таких вещей ни технически не кажется исполнимой, ни фундаментально верной. И решение "отправить клиента к другому терапевту, который сам тоже расист, и они лучше поймут друг друга" как-то тоже вызывает у меня некоторые сомнения. 

Komentáře