93. зона ближайшего развития

Это такая довольно известная концепция, когда речь идет про обучение детей. Есть задачи, которые ребенок уже может выполнять сам - это зона актуального развития. Есть задачи, которые никак не под силу. И есть задачи, которые ребенок может выполнить с помощью взрослого - вот это и есть ЗБР. Мы по-прежнему мало понимаем про то, как она устроена и какая именно помощь взрослого может быть полезна (потому что бывает такой взрослый, что и те буквы что раньше знал рядом с ним забудешь. а бывает что взрослый вроде и ничего не делает, так просто рядом сидит, поглядывает поверх вязания, но задачки в его присутствии почему-то начинают получаться). Но вот что важно и подходит для обучения не только детей, но и взрослых - что задачи за пределами ЗБР - не просто бесполезны, но могут быть даже вредны. Потому что как ни старайся, не получится, а это значит что на вложенные усилия ты не получаешь никакой положительной обратной связи, и с каждым фейлом новое усилие все тяжелей дается. Если говорить про изменение, например, в привычках - как может выглядеть реалистичная задача для себя? Например, цель: заправлять по утрам кровать. Зона актуального развития: все прошлые попытки начать новую жизнь с заправленной с утра кроватью кончались не позже чем через неделю. Это значит задача в зоне ближайшего развития - это, например, продержаться две недели. Самому для себя выполнять функцию того взрослого при котором зона ближайшего развития активизируется - это значит, во-первых, уметь определить себе трудную, но посильную задачу. Во-вторых, умение организовать себе положительную обратную связь за хороший результат. В-третьих - умение реагировать неразрушительным образом на результат недостаточно, по вашему мнению, хороший. Если за срыв, неудачу или ошибку вы себя гнобите и порицаете - значит вы еще не созрели для того, чтобы быть самому себе сопровождающим развитие взрослым, и лучше отдать это дело на аутсорс. 

Komentáře