экстремизма к празднику псто

В этот неблагонадежный праздник всякому русскому человеку хочется, конечно, поговорить о любви, и лучше бы о квир-любви. Кажется, Энтони Гиббонс (социолог такой британский) возлагал большие надежды на гей-пары, считал, что они более свободны от всяких предписаний и заранее определенных ролей, и смогут нам всем показать, как строить семью осознанно и в диалоге, а не исходя из того, что “естественно” и “положено”. Я бы тут, конечно, идеализировать не стала - из работы с ЛГБТ-клиентами знаю прекрасно, что и однополые пары далеко не всегда свободны от воспроизведения родительских паттернов, иерархичности, манипуляций и насилия. Но подход мне нравится. В литературе по гендеру встречается глагол to queer (smth) - описывает, если я правильно понимаю, именно такой подход к вещам. А давайте забудем, как положено, перестанем пытаться натянуть свою реальность и свои потребности на глобус норм и традиций, попробуем увидеть жизнь, как она на самом деле есть и построить в ней то, что нам действительно хочется. Мне эта утопия очень симпатична (немножко напоминает мечты наших разночинцев, как, например, Чернышевский описывал семейную жизнь Веры Павловны), но хочется сказать про некоторые трудности, ловушки на этом пути. 


Во-первых, важно избегать слияния в определении того, что значит “мы хотим”. Если эти “мы” всегда хотят одного и того же - это уже повод насторожиться и заподозрить, что на самом деле хочет в паре кто-то один (тот, кто больше зарабатывает, тот, кто меньше маргинализирован, или просто более склонный к доминированию партнер), а второй подстраивается. При этом традиционные структуры, хотя они, конечно, иерархичны и насильственны, все-таки и какую-то защиту слабых предполагают, хоть и с оговорками. Но нормы разрушаются гораздо легче, чем иерархии, а когда норма сломана, а иерархия осталась на месте - то возникает что-нибудь вроде “патриархата сыновей”, когда одни могут делать что хотят и никому ничего не должны, а другие обслуживают эту прекрасную свободу (сексуальная революция шестидесятых, по большей части, обернулась именно этим). 


Во-вторых, как человек, который делом своей жизни выбрал “давайте поговорим об этом”, я, разумеется, верю в коммуникацию, но. Требование “все проговаривать словами через рот” тоже может быть инструментом психологического насилия и манипуляции. Разговоры об отношениях тоже могут быть инструментом психологического насилия - особенно если они продолжаются часами и не дают вам поспать. Вообще, нет такой идеи, нет такой системы, из которой нельзя было бы сделать оправдание для насилия - см. сколько народу поубивали во имя “возлюби ближнего своего”. Если в разговоре “словами через рот” вы оказываетесь вынуждены бесконечно прояснять, что именно вас не устраивает, да еще и доказывать легитимность своих чувств, то, может быть, ваш партнер возлагает на вас слишком много ответственности за “объяснить”, но сам при этом не прилагает усилий к “прислушаться” и “понять”? 


В-третьих, пара (или любая другая конфигурация) не может быть замкнута только на себя, здоровые отношения внутри предполагают и наличие связей снаружи. Если отношения приходится скрывать от окружающих, или они являются предметом конфронтации со всем миром, в них возникают все эффекты “осажденной крепости” - все проблемы заметаем под ковер, за помощью не обращаемся, страдаем молча в темноте. Пара, которая невидима для социума, существует где-то на грани реального и иллюзорного, и тут тоже для газлайтеров и манипуляторов всех мастей, конечно, раздолье. И если нельзя представить партнера родителям, познакомить с друзьями, взять с собой на вечеринку на работе, не говоря уж про юридическое оформление взаимных обязательств и прав - эти отношения как будто бы получаются отдельными от обычной жизни, не вполне настоящими. Наличие принимающего сообщества может отчасти это компенсировать, но для квир-людей теперь такие сообщества сами по себе - экстремизм и уголовщина, и это, конечно, создает не только угрозу внешнего насилия со стороны государства и тех, кого оно науськивает, но и повышает риски насилия внутри маргинализированной группы.

Komentáře