Насилие в отношениях и без

Есть насилие, а есть отношения насилия, и это как бы не одно и то же. Насилие - это просто отдельный факт причинения вреда и/или нарушения автономии одного человека другим. Отношения насилия можно отличить по тому, что именно переживают и о чем беспокоятся участники. 
Случайно пострадавший думает в первую очередь о том, как сделать дальнейшее насилие в свой адрес невозможным (это идеальный вариант, план А) или же максимально невыгодным (это на случай, если план А почему-то невозможен). Здесь тоже может возникнуть применение насилия, которое не описывается в понятиях "отношения насилия", назовем его самозащитой. Дальше, оказавшись в безопасности (то есть на дистанции от насильника) пострадавший думает о том, как разбираться с вредом.  
Участник отношений насилия в роли жертвы думает о том, как повлиять на насильника, чтобы ему больше не хотелось причинять насилие. Сюда относятся попытки объяснить насильнику, что он поступает нехорошо. Попытки донести до него свою боль. Регулирование своего и попытки регулирования чужого поведения исходя из ожидаемой эмоциональной реакции насильника. Не делайте этого, он разозлится. Или наоборот - сделаю так, пусть он расстроится. 
Случайно причинивший вред другому думает, в первую очередь, о том, как зафиксировать ущерб - то есть, заинтересован в создании дистанции с запасом. Там, вдали от пострадавшего, он думает о том, какие ошибки привели к этой "случайности" и как поменять свои протоколы взаимодействия с собой и окружающим миром, чтобы таких случайностей больше не было.
Участник отношений в роли насильника в пост-фазе страдает от невозможности почувствовать себя хорошим, и точно знает, что вернуть это ощущение может только жертва. Самое главное для него - добиться от жертвы оправдания (даже если просят прощения - хотят на самом деле оправдания). Ради получения сертификата хорошести он готов сделать для жертвы все что угодно, кроме того, что ей действительно нужно - оставить в покое. 
Что касается вопроса компенсаций. Для находящегося в слиянии предложение компенсации - это способ сохранить слияние. Для применяющего насилие в порядке самозащиты требование компенсаций - это оружие. Мне неважно, сколько я получу, мне важно, сколько у тебя останется, потому что любые ресурсы в руках врага - это потенциальная угроза для меня. Поэтому говорить про компенсации можно начинать только после того, как все надежно закончено и границы восстановлены. Договоренности должны достигаться с соблюдением всех формальностей. Если речь идет о межличностных отношениях, например, то лучше всего, чтобы эти переговоры вели адвокаты, а не сами участники отношений. Если речь об отношениях между странами - весь веками сформированный дипломатический протокол именно для этого и существует. Для того, чтобы компенсации были безопасны, они должны иметь максимально обезличенную, универсальную форму. В нашем мире лучший инструмент для этого - деньги. Прежде чем начать процесс выплаты компенсаций, нужно придти к соглашению о том, на каких условиях пострадавшая сторона будет готова отказаться от дальнейших претензий. Вот полная сумма, вот план выплат, вот конкретная дата в будущем, когда можно будет заявить об том, что долг погашен. Если вред был случайным, или если отношения насилия по-настоящему закончились, то оба участника будут заинтересованны как можно скорее урегулировать все эти вопросы, и смогут придти к компромиссу. Каждый поступится немного своим материальным интересом, потому что продолжение этой связи обоим неприятно. Если же под маской возмещения вреда имеет место продолжение отношений насилия - то договориться стороны не смогут, потому что не хотят. 

Komentáře