психологическая помощь и активизм

Между психологами и разного рода активистами отношения складываются непросто. В одну сторону есть большие подозрения в нездоровье, в другую - обвинения в приспособленчестве. Поиск проблемы в себе плоховато сочетается с критикой общественного устройства, но сочетать как-то надо, потому что обе крайности выглядят довольно паршиво. И хотя вовлечение в общественную деятельность само по себе часто очень благотворно действует на самоощущение, все-таки я бы выделила активистов в группу особого риска в отношении психологического благополучия и даже психического здоровья. Причин несколько:
Первое. деятельность активиста дает сильную эмоциональную отдачу, особенно в начале, но реального, позволяющего поддерживать свою работоспособность, возврата на вложенные ресурсы мало. Дело не только в том, что денег не получаешь за эту работу, но и в том что увидеть реальный положительный результат своих усилий, получить ощущение законченного дела в такой сфере деятельности - редкая роскошь. При этом уже упомянутый яркий эмоциональный фон держит, не всегда позволяет рассчитывать силы. И при этом еще часто бывает что групповая этика не очень -то предполагает идею подумать о себе, отдохнуть, поддержать свое качество жизни. В общем, все это приводит к большому риску истощения и выгорания.
Второе. Специфические опасности и вредности активистской работы, которые люди часто недооценивают. Например, необходимость переносить очень большое количество агрессии в свой адрес. Это особенно сильно проявляется в онлайн-общении, люди, которые активно продвигают какие-то идеи в интернете, живут с этим привычным фоном постоянных оскорблений, насмешек и угроз со стороны совсем незнакомых людей. И недооценивать эффект этого мне кажется не стоит. Опасности преследования и физического нападения тоже довольно сильно влияют, даже если человек к ним привыкает и вроде бы страха не испытывает. В некоторых аспектах такое привыкание даже еще похуже - адаптация к этим вещам дается очень дорого. (Я напишу как-нибудь поподробнее, как это работает и к чему приводит. не только активистов касается, но и всех кто живет в постоянной опасности, по необходимости или по выбору)
Третье. Которое на самом деле первое, но очень уж трудно решиться про это говорить. Слишком часто я слышала даже и от самих активистов, буквально, "я этим занимаюсь просто потому что у меня проблемы". Есть у нас связанная с этим стигма - что заниматься общественной деятельностью не совсем нормально, и значит люди в это вовлеченные - сами тоже не совсем нормальные. Поэтому очень хочется аккуратно говорить о личных особенностях, которые могут вероятность прихода в активизм. Потому что общественная деятельность - это не симптом и не "предвестничек", это нормально. Нет ничего особо здорового в том, чтобы заниматься исключительно вопросами собственного выживания и плевать на всех вокруг. И в абсолютном конформизме тоже ничего здорового нет. У здорового человека есть ценности, этические нормы, некоторые мэтры даже говорили слово "миссия" (я в принципе согласна, но не решилась бы так уж прямо) - и здоровый человек действует в соответствии с этим всем. И при этом, надо признаться - в активизме много раненых людей. Хотя бы потому, что к осознанию наличия в обществе несправедливости ничто так хорошо не приводит как личный опыт, прямой или опосредованный. Люди приходят в активизм в том числе потому, что их задело лично, потому что плохое случилось с ними или с кем-то в ближайшем их окружении (не всегда так! совсем не хочу сказать что только так всегда!). И последствия от этой встречи с реальностью могут быть в том числе травмирующими, снижающими качество жизни, болезненными. Частично со всем этим активизм позволяет справиться даже - например, позволяет легализовать переживания и чувства связанные с тем что человек пережил, во всяком случае некоторые (чем более жестко идеологизированна группа - тем более "некоторые", то есть больше шансов что какие-то переживания окажутся не ко двору). Но последствия насилия, утраты, травмы - это всегда  сложная, мноуровневая картина, работа с этим такая кропотливая, и главное - очень индивидуализированная. А политизация - это всегда упрощение, а значит - в какой-то степени и цензура чувств. В качестве примеров того, как это может работать, могу предложить документальный фильм Life in shadows: hidden children of the holocaust (особенно все то, что герои говорят о своем послевоенном опыте), линию Пенсатакки и Бу в последнем сезоне Orange is the new black, а так же погуглить понятие feminist guilt.
В общем, мне кажется что для многих активистов психологическая помощь может быть вполне полезна, но стоит учитывать то с чего этот текст был начат - не только активисты косо смотрят на психологов, но и со стороны психологов есть много предубеждений. Психолога надо искать активизм-френдли, который не будет "лечить" от активизма, не станет воспринимать проблемы в отношениях с соратниками как несерьезную фигню, не имеет слишком радикальных расхождений с вашей политической позицией. (Кстати-некстати, те же меры безопасности при выборе специалиста стоит применять религиозным людям. С сожалением должна сказать, что предвзятое отношение к религии оооочень распространено среди психологов. такие вещи на первых этапах знакомства и общения стоит выяснять)

Komentáře