Про настоящих шотландцев и бдсм.


(щас будут немножко воспоминания, но это не потому, что жизнь подходит к концу и потянуло в мемуары, а по делу)
В девяностые годы, как известно, все по улицам ходили голые, по телевизору круглосуточно крутили пазолини с гринуэем, прерываясь только на рекламу прокладок и "спокойной ночи малыши", в общем это был мир сексуальной свободы, которую мы потеряли. Старожилы помнят. В смысле доступа к информации у меня все было еще получше многих. К концу школьного возраста у меня уже был модем (на 9600! я очень старая) и доступ к фидонету, а потом и к интернету. В фидонете были сообщества ("эхи"), посвященные разным темам - про книжки, например. Или про кулинарию. Ну как кулинарию - EVOO и ССЧП тогда никто еще не знал, в основном в SU.Kitchen обсуждали, что если смешать кетчуп с майонезом, то очень вкусный соус получится. Еды, как вы знаете из учебников, дети, в то время никакой не было. Один секс. Я была очень худенькая. Про секс, конечно, в фидонете тоже было. Было можно читать не только любительские порнографические рассказы, но и обсуждения разных вопросов взрослыми опытными людьми, или можно было скачать какой-нибудь мануал. Так вот я не очень помню, что там конкретно было в этих источниках, общие представления о контрацепции я наверное оттуда почерпнула. Но помню, что впервые с идеей согласия и индивидуальных предпочтений я столкнулась только в текстах, посвященных бдсм. Вот у них это все продвигалось прямо первым делом - safe, sane, consensual. То есть к чему было все это погружение в воспоминания - у меня был выше среднего доступ к информации о сексе, но во всей это информации идея согласия отсутствовала напрочь. Насколько идея согласия тогда отсутствовала в ванильных разговорах о сексе можно убедиться, посмотрев четвертую серию первого сезона sex and the city, где четыре взрослые, за тридцать, опытные женщины из Нью-Йорка обсуждают вопрос: можно ли уклониться от анального секса, на котором настаивает новый партнер? Это 1998 год. Бдсм как практика меня не интересовал - боль мне не нравится, иерархические игры это совсем не мой кинк, но вот эта идея, что можно сказать: вот так и так мне нравится, а вот этак нет, не делай пожалуйста, - она была прямо революционная. Что границы в сексе - это не вопрос нормы, а предмет договоренности. Что их не обязательно преодолевать, вообще-то. Да что там в сексе, идея личных границ в любом взаимодействии тогда была довольно экзотичной. В терапевтических группах тогда то же самое было - теоретически все знали, конечно, про "правило стоп", но на практике я почти никогда не видела, чтоб оно работало. Из-за пристального интереса к согласию я тогда на некоторое время заинтересовалась бдсм-культурой, но правда только с теоретической стороны. И оттуда, с теоретической стороны, это выглядело как очень вдумчивая в смысле ненасильственности концепция.
И вот в рамках очередного скандала обсуждается вопрос насилия в бдсм-практиках. Или насилия под видом бдсм-практик. И с одной стороны, я вполне понимаю людей, которые говорят что стигматизировать бдсм-практики нехорошо. Что safe, sane, consensual. Что если нет стоп-слов и прочих договоренностей - то это не настоящий бдсм. Но тут как с настоящим шотландцем - ни один шотландец, конечно, не будет есть овсянку с сахаром, а вот этот ваш знакомый Фрейзер МакГрегор который ест овсянку с сахаром - ну он просто не настоящий шотландец. Настоящий бдсм - это договоренности, стоп-слова, уважение к границам. Но когда рандомный незнакомец говорит что он практикует бдсм - какова вероятность, что он насчет всего этого в курсе, а даже если в курсе, что заставит его это все соблюдать? У него что, этическая комиссия членский билет и наручники отнимет, если он с вами про стоп-слово не договорится? Как отличить человека, который ищет осознанного, готового обсуждать границы партнера, а не просто заинтересован в ситуации, где эти границы можно отодвинуть по максимуму? Среди всех, кто считает и называет себя бдсм-щиками - какой процент настоящих? Массовое представление о бдсм формируется не теми, кому важна осознанность и проговоренность, а, извините, фильмом про 50 оттенков, где даже есть про контракт, вот только контракт там используется не для прояснения взаимных ожиданий, а для давления и манипуляции.
В общем, стигматизация бдсм-практик это конечно нехорошо, но когда человек заявляет о себе как о бдсм-щике, и при этом предпочитает искать неопытных партнеров за пределами сцены, извините, но это красный флажок. Множество "люди, которым нравится доминировать в сексе" не совпадает с множеством "люди, склонные к насилию". Но они, извините, пересекаются. Настоящий бдсмщик(ТМ), конечно, делает все по согласию - так же как настоящий мужчина никогда не бьет женщин. Нужен тест на настоящесть, иначе это просто бесполезная тавтология. Простой тест на уважение к границам в начале общения - это, например, фраза "я не хочу об этом говорить". Плохие реакции: вопрос "почему?", попытки продавить, обида, дистанцирование, высмеивание. Настоящий бдсм-щик(ТМ) и вообще любой адекватный партнер должен быть рад, что вы знаете, чего вы не хотите, и готовы вслух это сказать. Он такие проявления должен поощрять, а не санкционировать. Он должен быть активно в этом заинтересован. И в контексте неконвенциональных практик эта активная заинтересованность еще важнее. И да, если человек "практикует бдсм" с людьми, которые от него зависят в профессиональном плане(преподаватель со студентами, начальник с подчиненными), то тесты уже излишни. Врубаем мигалку с сиренами и даем заднюю, здесь делать нечего.


Komentáře