37. универсальность и индивидуальность

Мне кажется, та война мышей с динозаврами, при которой мы присутстсвуем - это битва, условно говоря, конвейера с художником. есть то, что сейчас кажется непобедимым - мир универсальных дешевых решений, где люди живут в одинаковых квартирах одинаковых стоэтажных домов, носят дешевую одежду больших брендов, едят растворимую еду, работают нажимальщиком кнопки. В этом мире есть проблема перепроизводства, которая решается за счет выбрасывания, и существует огромная индустрия которая обслуживает выбрасывание, заставляя людей думать что старые вещи надо менять на новые (ну и конечно в вещи закладывается недолговечность). И есть проблема постоянного сокращения рабочих мест: это мир алгоритмизированных работ, на которых человека легко заменить автоматом. 
Другой мир - если смотреть со стороны динозавров - это мир роскоши и идеализма. Это мир где вместо стоэтажного построенного роботами дома на 10000 квартир будет 10000 домов которые спроектируют и построят 1000 архитекторов, по Хундертвассеру - исходя из того какие люди там будут жить. Это мир где вместо пятнадцати одноразовых платьев, сшитых в бангладешской потогонке на конвейере, ты закажешь одно у портнихи и будешь его носить несколько лет. Это мир разнообразия и экологичности. Индустрия питания ближе всех к этому - по крайней мере, тут есть уже большие кластеры, движущиеся именно в ту сторону. Тут и экологичность, гуманизм в отношении животных как способ повысить трудоемкость и цену продукции. Тут и мода на мелкого производителя, всяческие фермерские продукты, крафт. Тут и депрофессионализация - кулинария как хобби все больше людей захватывает. Человек уже не умирает с голоду, но это не значит что больше ничего не надо, или что надо просто больше того же самого.  Человечество вроде бы решило вопрос выживания путем огромного сокращения трудоемкости вещей, универсализации, конвейера. Теперь будем решать вопрос человекомерности, индивидуализации, экологичности и красоты, возвращая в вещи трудоемкость, а в процесс работы - творчество. 
В общем, наши представления о разумном выборе профессии придется здорово пересматривать. Может оказаться, что надежная профессия в будущем - это, например, художник, потому что его-то точно нельзя заменить роботом. У Грейсона Перри в лекции на ВВС был такой интересный тезис - что молодые художники селятся в дешевых районах (потому что денег у них мало), а после того как они эти районы обживают - жилье там начинает дорожать. Он это говорил в том смысле, что всяким риэлтерам стоило бы в непопулярные районы селить художников забесплатно. Я это вспоминаю как ответ на вопрос "а зачем они вообще нужны". Нужны, имеют прямой экономический смысл, повышают качество жизни и уровень счастья. 
Психологическую работу я люблю больше всего именно за это - во-первых, за то что работаешь во многом как художник, изобретаешь для каждого клиента отдельный метод, по сути. А во-вторых - верю, что чем люди психологически здоровей - тем они более разнообразные, и тем больше склонны "жить как художники" - то есть приносить в мир индивидуальность и красоту. 

  

Komentáře