про культурную обусловленность запросов

(скопировано из жж)
дисклеймер: все что тут написано я постаралась или очень обобщить, или как-то исказить, чтобы оно не имело прямого отношения ни к одному конкретному клиенту, бывшему или нынешнему.

Про что люди рассказывают психологу сразу, о чем долго не решаются говорить, а о чем вообще не додумываются сказать, и оно всплывает случайно на втором году терапии (или на третьем психологе)? Кроме остроты переживаний тут сильно работают представления о том, как оно должно быть. Что вообще можно о себе говорить людям? Что полагается о себе говорить у психолога? Причем если ответ на первый вопрос еще как-то привязан к какой-никакой общей реальности взаимодействия, основан на опыте, то второй - как полагается себя вести у психолога - откуда только не берется. Есть "продвинутые пользователи", которые ходили на какие-нибудь группы, или много читали, или где-то учились, и говорят о своих переживаниях тем языком, который был принят в том месте (и это тоже, мягко говоря, не всегда помогает). Есть люди, которые видели как ходят к психологу в каком-нибудь кино или вообще слышали только анекдоты - и это конечно особо мучительное переживание, влезть в шкуру того придурка из анекдотов, который ходит к психологу. Есть такое понятие как "входной билет" - первичная жалоба, которую человек предъявляет, потому что ему кажется что к психологу надо приходить с чем-то вот таким. Например, удивительно часто чуть не первым делом мужчины героически рассказывают о гомоэротических фантазиях. Причем фантазии эти может есть, а может и нет, а может один раз в жизни приснился страшный сон на эту тему, и уже на первом часу работы выясняется, что в реальности человека сильней всего беспокоит, например, груз ответственности за семейный бюджет на фоне ухудшающейся экономической ситуации. И в общем самая настойчивая гомоэротическая фантазия в его случае - это "эх, был бы я геем, не надо было бы думать чем детей кормить завтра". Почему же с этого начинают? Мне кажется тут сочетание факторов. Во-первых, это наверное один из самых страшных страхов, связанных с психологами - там тебе расскажут, что на самом деле ты гей. Ну и чем ждать, лучше сразу навстречу этой опасности пойти. Во-вторых, так может проявиться твердая решимость быть хорошим клиентом и рассказать о себе все. Даже это. В-третьих - из тех же фильмов и анекдотов, а может и из чтения какого-нибудь фрейда в студенчестве, часто бывает у людей представление, что у психолога положено говорить про всякое связанное с сексом. Это все, конечно, все время меняется - в разные времена бывают разные моды, раньше люди с порога чаще заявляли что у них "комплексы", теперь больше пожалуй приносят "детские травмы". Это не значит что всех этих вещей на самом деле не бывает - но в процессе работы у человека появляется все более личный язык для описания того, что с ним происходит, все меньше завязанный на концепции, и все больше - на собственные ощущения. 
Так вот, к чему я это все. В моем личном хит-параде недооцененных событий жизни - такая штука, которую я для себя называю "первая любовь" (хотя сам человек часто может совсем не этот эпизод так называть). У одних дело запутывается тем, что множество влюбленностей чуть не с детского сада происходили целиком и полностью внутри головы. У других - наоборот, были какие-то реальные отношения, но они сложились по каким-то скорее внешним причинам, и в них никогда не было ощущения чуда. Самая жесть, конечно, это когда человек доживает лет до сорока, имеет семью, детей, и тут его накрывает первая любовь. В таком случае это обычно называют "кризис среднего возраста" (и да, кризис среднего возраста тоже бывает, но если сорокалетнему человеку как-то фигово - это необязательно он). Это трудновато описать - это такой момент, когда у человека с другим человеком случается что-то такое, что переживается как абсолютное чудо. Довольно часто люди описывают это время так, что не только твое чувство чудесно совпало с другим человеком, но и весь мир магическим образом в этом всем участвовал - удивительными совпадениями, странными знаками,  в общем что-то такое свершалось на небесах для этих двоих. Мы с коллегами для простоты дела называем это переживание трансцендентным. А потом это заканчивается (поэтому любовь и называется "первая"). И вот для этой утраты вообще нет места в нашей нынешней культуре. Любовь бывает или вечная-одна-на-всю-жизнь, или не любовь и была. Или всю жизнь теперь мучайся, или признай что вот эти сильнейшие переживания были фигней и неправдой - и оба эти варианта плохие, ни один не позволяет завершить историю с уважением к тому, что происходило. А без этого уважительного завершения призрак не упокоится, и будет витать над всеми дальнейшими попытками отношений. И иногда довольно много времени проходит, прежде чем удается добраться до этого - не потому что стыдно про это говорить, не потому что вытеснение какое-нибудь там. А просто - не приходит в голову что это важно. Проваливается в щелочку между "настоящими взрослыми проблемами" и "детскими травмами" (про которые все-таки к счастью уже есть более-менее распространенная идея, что это может быть важно и серьезно. хотя и протеста много вызывает эта идея, конечно).

Komentáře